«Убер» умер? Водители сервиса такси начали уходить из-за низких тарифов

В компании эту информацию не подтверждают, но и не опровергают. Водителям сократили доплаты — они стали в два раза меньше в час пик и полностью исчезли в свободные часы

«Из моих знакомых почти все ушли из Uber — заниматься благотворительностью и ездить себе в убыток на иномарках никто не будет. Работать там больше невыгодно», — рассказывает один из недовольных таксистов. Он просит не называть его имени. По словам собеседника, с начала года все доплаты водителям отменили.

Осенью Uber доплачивал за количество совершенных поездок. Например, если их водитель выполнил 60 рейсов за неделю, он получал 3 000 рублей к своей платежной системе, 120 и более – 6 000 рублей, при выполнении 180 – 9 000 рублей. На смену этой бонусной схеме в конце прошлого года пришла другая — «гарантия коэффициента», который в часы пик (с 7.00 до 11.00 и с 17.00 до 23.00 часов) колебался от 1,6 до 2,0. Все остальное время круглосуточно действовал повышенный коэффициент 1,5.

Что такое пиковый коэффициент?

Когда возрастает спрос на поездки, их стоимость может увеличиваться, чтобы пассажиры, которым необходим автомобиль, гарантированно могли его вызвать. Когда водитель выходит на линию, районы с повышенным спросом выделяются цветом на карте. Более темный означает высокий спрос на поездки. Применение пикового множителя к тарифу зависит от места посадки пассажира.

«Раньше за 12 часов я зарабатывал около 7 000 рублей, — приводит пример собеседник. — А сейчас если и наберется с большой натяжкой 1 300 за 12 часов, то это уже хорошо».

Теперь в час пик действует минимальный гарантированный коэффициент 1,6 – он может быть выше в случаях повышенного клиентского спроса. На это время сейчас выпадает всего несколько заявок, утверждает другой таксист. Те, кто продолжает сотрудничать с онлайн-сервисом, отмечают заметное сокращение числа клиентов.

«Вышел сегодня в 17.00 и до 20.00 просидел — ни одной заявки, — рассказывает один из водителей. — Раньше даже времени остановиться покурить не было».

В последнее время заметно уменьшилось количество свободных машин, которое в режиме реального времени отображает мобильное приложение Uber. Из-за низких тарифов водители перестали выходить на линию. Действительно, после полуночи в центральной части города и соседних районах я не увидела ни одного свободного водителя. Днем ситуация стала немного лучше: на онлайн-карте появилось несколько такси, которые почти сразу «исчезали», видимо, их перехватывали желающие уехать.

⇒ Международный сервис такси Uber заявил, что будет бороться с казанскими схемами обмана

«Вконтакте» в группе в «Убер Казань — Uber Kazan» водители жалуются, что клиентов приходится возить «за кутарки». К своим постам они прилагают скриншоты выполненных заказов за день – 47, 51, 58 рублей… Кому повезло больше, хвастаются «крупным уловом» до аэропорта или за город — не выше 600 рублей, но таких единицы.

«Так получают водители Uber за 12 выполненных поездок. Это смешно! Сколько заработал, столько и залил в бак бензина», — показывает один из них снимок экрана с программой.

«Сегодня вышел на линию и был разочарован, — рассказывает другой. — Студенты любят втроем за 50 рублей ездить на чистых иномарках».

Сейчас за заказ, который в другой службе будет оценен в среднем в 120 рублей, водитель Uber получит почти вдвое меньше. Этот шаг привел к тому, что некоторые из них перестали сотрудничать с компанией и примкнули к другим известным операторам.

В Uber не раскрывают актуальные данные, сколько водителей сотрудничает с компанией в Казани. За статистикой следят, но не все цифры публичны, как и финансовые показатели. Изменение мотивационной схемы возможно при повышении эффективности платформы Uber, рассказывает Ирина Гущина. директор компании по коммуникациям в России и СНГ. Эффективность бизнеса и его динамику в компании оценивают по скорости подачи машины.

«Сейчас среднее время подачи автомобиля в Казани составляет четыре минуты — на одну минуту меньше, чем месяц назад. Это значит, что сервис стал эффективнее, он может быстрее подавать автомобиль. Мы наблюдаем позитивную динамику развития бизнеса», — объясняет топ-менеджер.

По ее словам, в декабре 2016 года в Казани помимо uberX появился uberSTART — еще более доступный сервис. А значит, были привлечены как новые пользователи, так и новые водители. Это привело к тому, что платформа стала более востребованной, утверждает она. Цель компании — ни в коем случае не уменьшать эффективность работы водителя Uber, наоборот, «стремиться к тому, чтобы каждая секунда, проведенная на платформе, была выгодна для водителя».

«Мотивирующие выплаты особенно нужны на начальном этапе, когда меньше заказов и эффективность ниже. Чем более эффективна платформа (больше заказов, нет простоев и ожидания), тем сотрудничество с платформой выгоднее. Тогда возможны изменения в мотивационной схеме. Это ни в коем случае не в ущерб водителю», — объясняет Гущина.

Например, в системе доступна функция приема следующей поездки до завершения текущей. Также при получении заказа система передает его водителю, находящемуся ближе всего к месту отправления. Все это минимизирует простои, сокращает время водителя в пути до посадки пассажиров и помогает эффективно использовать каждую секунду, проведенную на платформе Uber, совершая больше поездок в час. Чем больше пользователей платформы, тем больше заказов. Чем больше водителей, тем платформа лучше может удовлетворить спрос — быстрее подавать автомобили.

«Водитель сам регулирует, сколько часов он проводит на платформе. Есть такие, которые проводят три часа, а есть те, кто восемь, то есть полноценный рабочий день. От времени, проведенного на платформе, зависит заработок водителя».

В региональном минтрансе лишь разводят руками — регулировать деятельность операторов и уж тем более вмешиваться в конфликт с водителями у чиновников нет законных оснований. В Казани нет таксопарков, только диспетчерские службы, которые принимают заказы и перенаправляют их водителям. Таким образом, водители не несут никакой ответственности за перевозку пассажиров и их багажа, не проходят медобследование перед выходом в рейс и осмотр технического состояния автомобиля, рассказывает пресс-секретарь министерства Наиля Клевлеева .

Кроме того, в колл-центрах нет строгих требований к водителям. По сути, заниматься перевозкой пассажиров может любой автовладелец, на работу берут буквально «с улицы». Они кормят целую армию «бомбил», которые платят им комиссию. Далеко не у всех есть разрешение на ведение таксомоторной деятельности, которое гарантирует безопасность пассажиров, это личная ответственность каждого человека за свою безопасность, продолжает она.

«Мы со своей стороны максимально упростили выдачу разрешений, — рассказывает Клевлеева. — Перед тем, как его выдать, мы осматриваем транспорт: он должен быть белого или желтого цвета, наверху — оранжевый фонарь, сбоку шашечки, а внутри на передней панели — информация о самом водителе. Если нет этих параметров, разрешение выдано не будет, несмотря на то, что оно у нас готово».

Всего с начала действия федерального закона о такси (декабрь 2011 года) в Татарстане выданы 22 910 разрешений на осуществление деятельности по перевозке багажа и пассажиров легковым такси. В 2015 году — 1833, в 2016-м — 1870.