«Яндекс. Такси»: в Челябинске не прокатит?

В Челябинске официально заработал сервис «Яндекс. Такси». Как сообщили в пресс-службе крупнейшей российской интернет-компании, до этого он работал в тестовом режиме. Отличие агрегатора от конкурентов – система тарификации, которая включает в себя как километраж, так и время, проведенное в пути. Как появление нового сервиса оценивают игроки рынка такси в Челябинске – подробности в материале Chel. ru.

Как сообщили в «Яндексе», сейчас к сервису подключено более 300 автомобилей из восьми таксопарков Челябинска. В их числе компании «U-такси», «Премьер», «Столица», «Молния» и другие. Заказ получают водители, которые в данный момент находятся ближе к клиенту. Среднее время подачи машины составляет 5-10 минут.

«Мы хотим, чтобы такси стало привычным видом транспорта, на котором можно ездить не только на вокзал, но и в булочную, – говорит региональный директор «Яндекс. Такси» Алексей Сохович-Канаровский. – А для этого такси должно быть быстрым и доступным – и технологии позволяют это сделать. Агрегация таксопарков, эффективное распределение заказов и отказ от диспетчерских резко снижают время подачи машины и себестоимость поездок».

Цена услуг рассчитывается из стоимости подачи машины, расстояния и времени в пути. Например, по тарифу «Эконом» проехать пять километров днем можно примерно за 100 рублей (49 рублей стоит подача машины, по рублю – каждая минута поездки, а также восемь рублей – каждый километр пути).

«В приложении можно примерно рассчитать стоимость поездки заранее, – объясняет региональный представитель компании «Яндекс» на Урале Александра Репьева. – Точная стоимость рассчитывается по прибытии, однако, как правило, она не увеличивается, чаще, наоборот, пересчитывается в меньшую сторону».

Одной из главных фишек сервиса станет возможность платить за поездку банковской картой. «В других городах, где работает “Яндекс. Такси”, клиенты очень хорошо оценили эту возможность, – говорит Александра Репьева. – Важно, что речь идет не о портативных терминалах, которые водителям пришлось бы возить с собой и которые периодически теряют связь с сетью. Клиент просто привязывает карту к приложению, и по завершении поездки у него со счета снимается необходимая сумма. В некоторых городах таким образом оплачивается более 20% от всех проходящих через сервис заказов».

По словам представителя «Яндекса», компания уделяет большое внимание контролю качества обслуживания. «Предъявляются высокие требования к автомобилям, они оговариваются перед началом сотрудничества, – комментирует Александра Репьева. – Контроль ведется и в дальнейшем, например, раз в три дня водителю необходимо сфотографировать свой автомобиль снаружи, изнутри, даже сделать снимок открытого багажника, чтобы показать, что в нем достаточно места для багажа пассажиров».

Александра Репьева отметила, что местным таксопаркам выгодно сотрудничать с агрегатором, поскольку они получают заявки от клиентов без затрат на продвижение. При этом, по словам представителя «Яндекса», на данный момент сотрудничество с сервисом является бесплатным для таксопарков. Когда будет проведена монетизация, и какой процент будут платить перевозчики, в компании не уточняют.

Участники рынка отмечают, что в предложении «Яндекс. Такси» нет ничего революционного. «Сервис не приносит на челябинский рынок ничего такого, чего на нем раньше не было, – говорит начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси Maxim Павел Стенников. – Сейчас многие агрегаторы, включая нас, дают возможность заказывать машину как через звонок оператору в контакт-центр, так и через официальное приложение. Все эти сервисы работают с применением новейших технологических решений. Жителям Челябинска все это давно доступно».

При этом Стенников отметил, что «Яндекс. Такси» стоит оценивать как сильного игрока, однако конкуренция с ним будет идти не на уровне технологий, а на уровне сервиса и маркетинга. «В любом случае потребитель от этого только выиграет: чем выше конкуренция, тем выше уровень обслуживания в городе», – говорит он.

Павел Стенников добавил, что «Яндекс. Такси» имеет возможность нести меньше расходов, поскольку у компании нет контакт-центра с большим количеством операторов, которым нужно платить зарплату. Однако, по его словам, такие затраты себя оправдывают, поскольку, даже имея хорошие смартфоны, многие предпочитают звонить в такси.

Руководитель отдела маркетинга и рекламы диспетчерской службы «Лидер. Заказ такси» Ольга Рытикова отметила, что у «Яндекс. Такси» есть одна особенность, неудобная для потребителей: стоимость поездки становится известна только после ее завершения. «Гораздо удобнее, когда человеку сразу сообщают, сколько ему нужно будет заплатить за заказ», – считает она. Что касается ценовой политики, то представитель «Лидера» уверена, что именно на тариф «Эконом» придется львиная доля заказов «Яндекса». «Рынок такси в Челябинске не сегментирован, у нас серьезный перекос в сторону эконом-класса», – отметила Рытикова.

Аналитики отмечают, что через два-три года после появления в городах-миллионниках интернет-сервисы для заказа такси («Яндекс. Такси», Uber, Gett) могут рассчитывать на 25–35-процентную долю регионального рынка легальных перевозок такси, который, в свою очередь, составляет обычно не более трети от всего рынка.

«Если какая-либо из перечисленных компаний отказывается от экспансии, вышеназванная доля рынка обычно распределяется между сервисами, которые эту экспансию предприняли, – говорит финансовый аналитик группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин. – Основные конкурентные преимущества сервисов перед региональными таксомоторными компаниями – низкие тарифы, высокое качество сервиса, удобство заказа, безопасность и возможность совершения безналичных платежей. Тем не менее выход на рынок Челябинска задерживался из-за относительно небольших размеров местного рынка перевозок, в том числе из-за сравнительно низких доходов населения (которые в кризис еще и сильно сократились из-за сложной экономической конъюнктуры) и в неменьшей степени – его территориальной удаленности. Так, сервисы сначала проводили экспансию в европейской части РФ».